Томский ГПШ

Объявление

Если ты зашел сюда случайно, будь нашим Гостем.
Если ты свой, но не знаешь как зарегистрироваться, забыл пароли и явки, тебе нужна помощь, смотри тему Для чайников и продвинутых
Если ты просто проходил мимо, и тебе нет до нас дела, иди дальше...
Делать сообщения в форуме могут только зарегистрированные пользователи. Гости и случайные посетители могут читать некоторые форумы, для любого сообщения по теме необходима регистрация. Исключение составляет единственная ветка, где можно оставлять анонимные сообщения, в "Гостевой форум".

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Томский ГПШ » Уникальные тексты, фотографии, статьи, документы » Рукописи, документы, раритеты


Рукописи, документы, раритеты

Сообщений 31 страница 60 из 132

31

А я у себя обнаружила вот такой раритет. Мой день рождения, 1 июня 1974 г. Возвращаюсь домой вечером, а дома меня ждет вот такая самодельная открытка. Оказывается, приходили Малик, Кревская, Гера, Кадет, Шура Тихонов и Люда Завьялова. Просто поздравить....

0

32

Караул! Прошу помощи! Не получается приаттачить отсканированную открытку. Все сделала, как положено. Не аттачится...

0

33

А ты ее уменьшила в размере?

0

34

Дубль 2
http://s54.radikal.ru/i143/0905/8a/50017cb52148.jpghttp://s56.radikal.ru/i154/0905/66/c03d53d63a12.jpg

Ура! Свершилось! Правда, с помощью не Photoshop, а сайта http://www.radikal.ru. Но это уже не важно! :cool:

Отредактировано Кобзева (29-05-2009 18:30:07)

0

35

Мучаемся со сценарием, а есть ведь готовый. Вот нашла в архивах Сценарий торжественной части проведения 12-летия штаба. Значит, это 81 год.

0

36

Сценарий торжественной части проведения 12-летия штаба. Продолжение

0

37

больше всего мне понравились слова Сэма ..." и мы пошли в поход...... И только  тогда я,наконец, понял задачу штаба

0

38

Сценарий торжественной части проведения 12-летия штаба. Продолжение

0

39

Сценарий торжественной части проведения 12-летия штаба. Продолжение (и окончание, т.к. больше листочков нет)

0

40

Архивы ДП.
Этот документ интересен тем, что внем есть подписи штабистов. Поскольку почерк отражает личностные особенности. Посмотрите - изменился ли ваш почерк за эти годы

0

41

Слушайте, вместо того,чтобы идти домой, залезла всё-таки в поисковик (Томский городской пионерский штаб), чего только не нашла... И Геру, и Иру, но только не наш форум (он находится по прямому названию сайта, и то выходит только раздел Уникальные документы...) Так вот,в числе прочих материалов нашла посмертную статью об Олеге Смолякове.
Когда читаешь - как-то уже не хочется заниматься разборками,во всяком случае если спорить - то о другом... Чья-то смерть всегда напоминает о чём-то более важном, что нужно сохранить между нами,невзирая на прошлые и нынешние обиды... А то вот вдруг не будет времени сказать о главном, и последней фразой повиснет что-то обидное..
Мы не доспорили с тобой…
Автор: Наталья Борисанова

Эту фразу с горечью повторяют сейчас многие из тех, кто был знаком с Олегом Смоляковым...
А к числу его знакомых, друзей, коллег по работе, товарищам по походам можно смело отнести едва ли не половину Томска.
Как рассказать это тем, кто не был с ним знаком?
Олег был многогранным, талантливым человеком, но главный его талант – это дар общения. Этот дар объединил вокруг него в 1974 году будущих основателей отряда «Искатель», притягивал к нему и его воспитанникам очень разных взрослых людей, помогавших отряду крепко стоять на ногах. Этот дар помогал ему открывать двери в самые высокие кабинеты, где решалась судьба его фантастических и вполне реальных идей и проектов.
Он был великий фантазер. В его фантазии мало кто верил. Но они становились реальностью.   Выпускник городского пионерского штаба, впитавший в себя коллективное творчество и готовность служить людям, он не представлял иного пути, чем работа с детьми. Созданный Олегом отряд «Искатель» менял адреса и направления деятельности (отряд барабанщиков в городском Доме пионеров, туристско-экспедиционный отряд на областной станции юных туристов и в клубе речников и туристов, общественные организации с множеством направлений деятельности). Но главным для Олега и многих поколений его ребят было: жить интересно, открывать новое и приносить пользу другим. Для Олега это не напыщенная фраза, не затертый девиз, на которые столь щедра была эпоха развитого социализма. Олег обладал талантом находить невообразимые дела и маршруты, ставить почти нереальные задачи и заражать окружающих уверенностью в успехе самого безнадежного дела. Он увлекался туризмом – и «искателЯ» становились заядлыми «водниками» и «горниками», не раз бывали в Шории, на Алтае, на Саянах, прошли профессиональную школу у лучших томских туристов и альпинистов. Он заболел краеведением и этнографией – «Искатель» стал организатором экспедиций на Юксу, в старообрядческие скиты в Красном Яре, занимался изучением памятников природы (Таловские Чаши, Кудрявая Береза). По итогам экспедиций создавались временные и постоянные экспозиции, в том числе в областном краеведческом музее. Экспедиции помогали готовить известные томские краеведы, преподаватели ТГУ. В 90-е годы Олег открыл для «искателей» и томичей тайну Кадарских лагерей, ГУЛАГа, побывал в этих страшных местах со старшими ребятами, а в 1998-м стал одним из организаторов экспедиции со съемочной группой ГТРК «Томск». После 2005 года Олег вместе с «Искателями» погрузился в исследование аномальных зон.   Он обладал уникальным чутьем на то, что нужно и интересно детям именно сейчас. А дети в «Искателе» были разные: на общих сборах в «орлятском кругу» рядом стояли местные хулиганы и первые ученицы школ, ценители высокой поэзии и виртуозы-исполнители блатных песен. В отряде как-то незаметно каждый из них начинал чувствовать себя человеком, каждому находилось самое важное для него дело. Постепенно менялся репертуар: у Олега не было ни слуха, ни голоса, но хороших песен он знал великое множество, у него была огромная фонотека, и среди «искателей» с завидной регулярностью появлялись поклонники Визбора и Окуджавы, Городницкого и Кима, а прилично играть на гитаре смог со временем каждый второй. Если Олег видел интерес ребят, для него не было ничего невозможного: читаем книги Крапивина – едем в гости к «мальчикам со шпагой» и в «Каравеллу», учимся фехтовать. Узнали о Фрунзенской коммуне, о коммунарском движении – делаем коммунарские сборы, проводим КТД на 100-200 человек: Турград, концерт-ромашка, агитпоход… Кто-то пришел в восторг от «Мастера и Маргариты» - читаем роман и едем в Москву, бродить по булгаковским улочкам…
Многие люди приходили в отряд уже взрослыми, сложившимися личностями. Приходили по просьбе Олега – помочь в каком-то деле, проконсультировать, рассказать ребятам. Приходили и оставались. Навсегда. Олег умел сделать так, что маленьким и взрослым было друг с другом интересно, у каждого было ощущение полноты жизни и свободы. Здесь встречали любимых и друзей – тех, что на всю жизнь! Здесь проходили первые нелегкие «профессиональные пробы», учились ссориться и мириться, настаивать на своем и идти на компромисс.
Он многое сделал первым
- В 1977 году создал первый в Томске разновозрастной отряд. Потом появились другие отряды: «Странник», «Ангард», «Крылатый».
- С палаточного лагеря «Форт» (1977 год) начинается история многочисленных ныне полевых лагерей Томска.
- В 1989 г. после поездки Олега с «Искателем» в Польшу к харцерам в Томске стала развиваться скаутская методика, появился областной скаутский центр.
В январе 1991 года Олег Смоляков стал одним из организаторов межрегиональных лагерей для детских коллективов «Сибирское рождество».
Благодаря во многом его усилиям были открыты Томский центр туризма и КЮРИТ (ныне ДДТ «Наша гавань»). Опыт работы «Искателя» стал надежной основой для деятельности многих туристских, экологических, многопрофильных детских клубов.
Олег был убежденным сторонником клубной системы работы с подростками и последним из могикан этого направления. Он был уверен, что никакие суперсовременные образовательные программы и модные технологии не заменят подростку бесценный опыт живого общения, права увлекаться сегодня одним делом, а завтра – совсем другим, быть не только лидером, но и ведомым, выбирать друзей по человеческим качествам, а не по деловым и коммуникативным компетенциям.
Олег был очень непростым и неудобным для многих человеком, он часто находился в центре споров и конфликтов. В последнее время он стучался в закрытые для него двери. Звонил, просил: дайте возможность работать… Никто не открыл.
С ним все спорили обо всем: ребята из «Искателя» - об отряде, о любви, о дружбе, о чести и справедливости; те, кто работал с детьми - о детях, о целях, о средствах и методах воспитания; друзья – о смысле жизни, о том, что главное - семья или работа; КСПешники – о самодеятельной песне; туристы – о маршрутах; начальники и руководители – о дисциплине, о трудовом распорядке, о желаемом и возможном…
Мы не доспорили с тобой, Олег. Но продолжаем спорить и сейчас. Ты нас этому научил.

0

42

Статья И.Ханхасаевой «Востребованный Кудинов», опубликованная  в «Учительской газете» (№ 24, июнь 1991)
Востребованный Кудинов
Что такое Томский Хобби-центр! Возможно, в каких-нибудь канцелярских отчетах он проходит как обычный "детский клуб по месту жительства". Но это неправда.. Хобби-центр - это уникальный опыт рождения нашей собственной социальной педагогики. Это необычный детский коллектив и еще более необычное новое дело. И все-таки больше, чем о самом центре, мне хочется рассказать вначале о его лидере — Юрии Кудинове. Просто очень радостно, что наконец-то пришло время, востребовавшее к делу таких, как он, -  молодых, смелых, интеллигентных.
Олег Олегович
Вначале, конечно же, был Учитель. Без педагогического образования и без учительской должности. Он и учился-то на инженера. Тот самый интеллигент из короткой оттепели 60-х: худой, в очках, застенчивый. И фамилия у него была забав¬ная — Пирожков. Олег Олегович Пирожков. Он умер в январе 1978 года. Болел долго и мучительно. Его ребята — его воспитанники — одевались в белые халаты и изображали студентов-медиков, чтобы про¬никнуть к нему в палату. Было Олегу Олеговичу 36 лет. «Тя¬желая болезнь», — объясняли врачи. «Конечно,—    кивает Юра.— Но у него было силь¬нейшее нервное истощение. Он просто как-то весь отдал себя. И умер».
Да. Такое бывает. И не так уж редко. На поминки приехал из Москвы Ефим Штейнберг. Тем, кто хоть немного знает историю отечественной вне¬школьной педагогики, не надо рассказывать, кто это такой. Бессменный руководитель Куйбышевского районного пионер¬ского штаба, ставшего сейчас разновозрастным отрядом «На¬дежда». А Олег Олегович был тогда уже много лет руководи¬телем Томского ГПШ.
Ужасно звучит и произносит¬ся — руководитель ГПШ. Ну, а методист — лучше? Или ра¬ботник ЖЭКа? Или инспектор ИДН? Или еще как-нибудь?
Мы почему-то любим давать странные названия явлениям простым и бесхитростным. Та¬ким людям, как Олег Олего¬вич (и как Ефим Штейнберг, и как Юрий Кудинов, о котором, собственно, и пойдет сейчас речь), человечество давно уже придумало простое и чистое имя — Учитель, Педагог.
Продолжение следует

0

43

Востребованный Кудинов
Продолжение
Так вот, январь 1978 года. Ис¬пуганные, плачущие дети, боль¬шие и малые, которых, как квочка, собрал на поминках во¬круг себя Ефим Штейнберг и стал им рассказывать какие-то истории. Они потом и песни пели свои, любимые. И это бы¬ло совсем не стыдно, не невоз¬можно, потому что уже стало всем ясно, что надо все равно жить. Одним, самим, осиротевшим. И они стали жить. Сле¬дом за Олегом Олеговичем во главе ГПШ встал отличный па¬рень Виктор Кочергин. Потом он уехал в Москву, и его сме¬нил Юрий Кудинов. Мальчиш¬ка. Студент. Это был уже 1983-й. О  Юрии    Кудинове  и  будет дальше наш разговор.

ГПШ

Вы уж простите меня за это длинное предисловие. Дело в том, что без него нельзя. Не только потому, что без кратко¬го хотя бы упоминания Томско¬го ГПШ нельзя рассказывать о Хобби-центре и Кудинове. Это само собой. Но проблема еще тоньше и глубже. Нельзя рас¬сказывать о Юре, не рассказав об Олеге Олеговиче, потому что самому Юре без этого не¬возможно. Понимаете? И если мы хотим хоть немного понять, почувствовать, что же такое Кудинов, мы должны принять эту невозможность.
...Студент и вожатый Юрий Кудинов, мальчишка среди умудренных жизнью дам из комсомольских органов всех уровней, вплоть до Централь¬ного Совета пионеров, понял истину довольно быстро и от¬четливо: пионерская организа¬ция со всеми ее законами и ритуалами, вся эта суета во¬круг отрядов, сборов, маршей и прочего  - абсолютно не са¬моценна. Ценны сами дети. Только дети! И все должно де¬латься только во имя детей, во имя воспитания их душ. Обще¬ние детей друг с другом — огромное богатство.
Общение детей — нежно и мудро управляемое любящим их талантливым человеком... Вот главный стержень настоя¬щего детского коллектива! Бу¬дет это общение, будут муд¬рость и любовь педагога — придет и все остальное: по¬требность в учении, в активной деятельности, в служении лю¬дям... Будут дела, поступки, споры об идеалах, стремление к возвышенному. Из неуклю¬жих и неотесанных душ бу¬дут прорастать удивительные личности, знающие, что такое добро, свет, интеллект...
В этой идее, в созданном своими руками общении и растворилась, оставшись с деть¬ми навсегда, душа педагога Олега Пирожкова.
Продолжение следует

0

44

Востребованный КудиновПродолжение
Взращенный и обласканный пионерской организацией Том¬ский ГПШ в лице его руководи¬теля Юрия Кудинова в конце концов пришел, к неизбежному финалу: отрицанию этой орга¬низации. Но это не неблаго¬дарность и не каприз. Это диа¬лектика.
Как жаль, что не время сей¬час рассказывать про жизнь Томского ГПШ! Про его похо¬ды и сборы, песни и дела! Про его   детей,   его  традиции,   его друзей, без которых он не вы¬жил бы, несмотря на всю свою «благонадежность».
Дело в том, что в нашей си¬стеме практически невозмож¬но выжить талантливому чело¬веку, талантливому делу и та¬лантливому коллективу. Это совершенно понятно: любой талант предполагает мысль, любая мысль — сомнение... Та¬лантливые педагоги опасны особенно — они растят не только думающих детей, они растят чистых и отважных лю¬дей, способных на самопожерт¬вование, на безрассудную борьбу,   на  безоглядность...
...Пока директором Дворца пионеров была Люция Павлов¬на Шульга, ГПШ благоденство¬вал. Потом пришел новый ди¬ректор и новые времена, кото¬рые не могли не прийти: взрос¬лел ГПШ, взрослел и обретал собственный голос его руково¬дитель  Юрий  Кудинов.
Чего об этом рассказывать? В таких историях нет ни одного нового   слова...  С  талантами у нас борются до конца и только на уничтожение.
В какой-то момент Юра понял, что может умереть. Диагноз: нервное истощение...
Но вот что очень важно - то, КАК и ЧТО он об этом рас¬сказывает! Он говорит: «Завуч ходила   на занятия и пальцем считала   наших  детей..  Я  сказал ей: делайте, что хотите, только пальцем в детей не тыкайте». Не знаю, как вам, а мне хоте¬лось, когда я слушала это, уйти в другую комнату и биться головой о стену. Слишком это все знакомо, слишком больно: наша хрупкая, никому не нуж¬ная интеллигентность — против тупого, агрессивного, вселенского хамства. И неизвестно, кто победит...
Продолжение следует...

0

45

Вика написал(а):

диа¬лектика

Вика, когда копируешь текст в интернете или берешь из сканера - вставляешь в Word-документ.
Ставишь курсор в начало документа.
Идешь Правка-Найти-Заменить-Больше-Специальный-Мягкий перенос-Заменить все.

Если же в твоем тексте уже вылезла эта козя-бозя "¬" после команды Заменить вставляешь козЮ в первое поле, второе оставляешь пустым и опять Заменить все. Результат, что называется, будет на лице.
Если что не поняла - объясню еще раз.
Цулу

0

46

Ира, самое смешное, что  в оригинале  у меня нормально вроде, во всяком случае я спокойно читала

0

47

Вика написал(а):

во всяком случае я спокойно читала

Чувство, знакомое до боли всем, кто копирует из интернета или сканирует тексты.
Знаки эти невидимые и всплывают нежданно-негеданно.

Помнится много лет назад переводила роман Суер-Выер из Лексикона в Ворд, внося и корректорскую и редакторскую правку, не очень-то зная при этом ее компьютерную правила.
Вот я тогда "наслаждалась", на нескольких сотнях страниц убирая вручную "птичку" окончания строки НА КАЖДОЙ СТРОЧКЕ.

0

48

Ира, сделала всё,как ты написала... Меня проинформировали: 329 замен... Ё моё! А вот вордовском документе все эти козюли не видны, поэтому мн-то читалось хорошо...
Востребованный Кудинов.
Продолжение.
Вот вам еще один штрих той давнишней драмы. Примерно в то же время Юру вызвала к себе секретарь ГК КПСС по идеологии и предложила ему лечь на лечение. В хорошую больницу. С рекомендацией ГК. В психиатрическое отделение. (Повод был более чем уважительный: он встал на областной комсомольской конференции и выступил против одного из кандидатов в члены ОК ВЛКСМ). Самое интересное, что он почти согласился. Он был на грани срыва. Он думал о самом худшем.
Его спасли друзья. Друг, работавший врачом, орал на него: «Ты что?! Немедленно иди в районную поликлинику и запасайся справкой, что ты здоров! Уже завтра тебя не спасет никто!»
Другой человек сказал: «Все, хватит. Иди ко мне работать, делай, что хочешь. Слова не скажу». Это был 1-й секретарь обкома ВЛКСМ Сергей Кузнецов.
Так Кудинов стал комсомольским работником. В это время его приметили в ЦК ВЛКСМ, и он частенько стал появляться в Москве. Все это было идеальной крышей для единственного дела его жизни — ГПШ, которым официально руководил его друг и единомышленник Боря Чернов.
По всем законам нашей жизни он должен был остаться в этой комсомольской системе и сделать там неплохую карьеру. У него было для этого все: хорошее отношение начальства, умение работать, имя не только в городе, но понемногу и в стране. У него даже и внешность до сих пор совершенно подходящая: когда-то - типичный студент-отличник, пай-мальчик, затем - типичный комсомольский работник. Аккуратный такой, тихий, в очках...
Но вместе с Борисом Черновым они  уже вынашивали идею детского коллектива нового типа.
И создали его.
Продолжение следует

0

49

Вика написал(а):

В таких историях нет ни одного нового   слова...  С  талантами у нас борются до конца и только на уничтожение

С методами работы новой администрации Дворца пионеров была знакома и я. К талантам педагогики я себя,конечно, не отношу, но к молодым, бойким и свободолюбивым. Да! А Кудинов еще и гениальный. Мы работали в одно время во Дворце пионеров.
Так вот , тогда в штате Дворца был особый человек-Анна Иванна Марута(никогда не забуду). Она с невероятным упорством ходила на занятия к таким как я и Юра (может еще кто был, это держалось в тайне). На каждого из нас была заведена тетрадь-досье с ее отчетами и выводами, а главное личностными характеристиками педагога. Не знаю, что там было о Юре, а обо мне было и такое- "не умеет формулировать мысль, слабый словарный запас(выпускница ТГУ ФилФака!Диплом на отлично защитила!), не может обьяснить и раскрыть тему занятия". Это то, что я сейчас могу вспомнить.
, Она посещала все мероприятия ,в том числе и городские, которые я проводила. Причем, потом меня вызывали на расширенный педсовет и ,так сказать, разбирали. Оценку ставила А.И. Марута. Парадоксы были такие- за мероприятие ставили 2, а работу детей , которые проводили это мероприятие, оценивали на отлично. Когда я спрашивала, а почему дети, подготовленные мною получают 5, а их педагог 2. Мне говорили, что у Маруты стаж 40 лет и ей виднее.
Я думаю, что и Юра хлебнул это по полной. Я вынуждена была уйти из Дворца вместе со своими детьми. И мне очень помогла Ольга Логунцева, п. ч. дорога была прямая - на психу.
Похоже это было системой по работе с такими кадрами, единственно, что мы не знали, что это система, п.ч. работали со всеми индивидуально.
Но слава богу, мы с Юрой вместе продолжили работать в Хобби-центре как однополчане, поэтому , пройдя боевые действия, наслаждались совместной работой - он как начальник, я ,как его подчиненная.

0

50

Романова М написал(а):

тогда в штате Дворца был особый человек-Анна Иванна Марута

Мара, правильно ли я понимаю, что это та самая Марута, которая была директором школы № 32? Хотя, наверное, сложно найти в одном городе двух разных человек с одинаковыми инициалами и фамилией...

0

51

Вот была ли она директором не знаю. Знаю, что во Дворец она пришла будучи на пенсии после какой-тотвысокой должности в гороно. Подработка у нее была такая.

0

52

Востребованный Кудинов
Продолжение
Хобби-центр
И вот он существует — Томский Хобби-центр. Ничего похожего в нашей стране больше нет.  Поэтому даже  непонятно, как о нем рассказывать. Цитировать деловые бумаги? Пересказывать научные идеи, которые лежат в основе его деятельности? Описывать здание? Давать художественные зарисовки встреч с ребятами и педагогами?
Я - человек, привычный к нашей действительности, и поэтому в деятельности Хобби-центра меня больше всего поражает то, что он вообще существует. Разве так бывает? Разве это вообще возможно?! Была идея, была пара молодых ребят, был обычный наш интеллигентский треп: «А вот хорошо было бы...»
И вот уже есть дело — живое, реальное, конкретное. И оно идет, набирает силу, развивается. Что же это за дело?
Из альманаха «Хобби-вестник»:
« Томский Хобби-центр — это разновозрастное объединение детей и взрослых, работающих с детьми, основанное на коллективных делах и интересах.
Почему  «Хобби»?
Хобби — это увлечение, любимое занятие. Пусть все дела, которые проходят в центре, станут увлечением, любимым занятием ребят. Увлечением может быть и совместный труд. Название центра предполагает и то, что в него будут приходить ребята, которые не могут реализовать свои интересы дома или в школе, те, кто отличается от других, не укладывается в «поточную» систему воспитания.
Цель: компенсация отрицательного и недостаточного воздействия внешней среды на ребенка через развитие положительного интереса к осознанию собственной социальной значимости.
Хобби-центр обеспечивает условия для каждого ребенка в реализации его увлечений и потребностей в творческом освоении окружающего мира. В Хобби-центре все подростки будут иметь равные возможности для самоопределения и развития в свободное от учебных занятий время в соответствии с интересами, способностями и  дарованиями каждого».
Продолжение следует

0

53

Востребованный Кудинов
Продолжение
Это, так сказать, цели. Что требуется для их достижения? Теория. Концепция. Давайте послушаем Кудинова.
«Мы считаем, что существуют четыре круга влияния на ребят.
ПЕРВЫЙ - ЦЕНТРАЛЬНЫЙ. Это элита, ядро центра. Те ребята, без которых мы не проживем. Они объединены в свои уже сложившиеся разновозрастные коллективы. У нас это малый хобби-центр, клуб «Интеркурьер» и туристический клуб. У других могут быть другие. На мой взгляд, малый хобби-центр - это потрясающая вещь, и, может быть, самое главное, на чем будет в будущем  держаться весь наш центр. Что мы делаем здесь? Помогаем ребенку осуществлять его идеи, пусть даже отчасти бредовые. Ну, хочется человеку что-то сделать, изобрести, посмотреть, полететь куда-то. Захотелось Толику Ковалевскому необычную комнату сделать — мы ему дали комнату, и он сейчас разрисовывает. Захотелось нам в прошлом году невероятное приключение устроить — и мы пошли на байдарках по старинному Обь-Енисейскому каналу, который построен был в прошлом веке и действовал всего 15 лет. Потом захирел. На нем 6 плотин, 9 шлюзов, 2 водоспуска и 2 затона. Встречали во время путешествия старообрядцев, видели заброшенное кладбище строителей канала, сражались с огромной гадюкой.
Следующая идея — «хобби-шоу»: что-то вроде выставки-показа детских и подростковых увлечений. Тут же — «экспертиза». И еще сейчас в рамках малого хобби-центра снимается кино, ставится пьеса про средневековых рыцарей, создается  ежедневный хобби-комикс на  одну  минуту  для   кабельного ТВ.
Что делать с бредовыми идеями? Их надо сортировать на трудноосуществимые и дурацкие. Трудноосуществимые – помогать реализовать. Один мальчишка например, хочет сам делать мебель. Пристроили его на мебельную фабрику. Дурацкие идеи обсуждаем, записываем, откладываем на  «потом».
ВТОРОЙ КРУГ — дополнительный образовательный цикл. Все то, чему ребята хотят научиться и чем с удовольствием занимаются. В Хобби – центре - это фольклорный ансамбль, изостудия, театр, английский язык, семенным клуб и т. п.
Конечно, это во многом обычные кружки и секции. Но дети имеют право заниматься, чем хотят – близко к дому и на хорошем уровне. Хобби-центр дает им эту возможность. Каждый кружок - это или основа для нового коллектива, или почва, на которой будут подрастать ребята для первого круга.
Особая статья — мечта о собственной школе. 1 сентября уже начинает действовать класс шестилеток. В ней будет всего девять человек — максимум, определенный психологом. Программа разработана здесь же, в центре, Ю. М. Гармашом, кандидатом физико-математических наук. Рассказывать о ней отдельно? Ну, в другой раз. Этот класс - не наша самодеятельность, мы работаем вместе с соседней 34-й школой. Ее директор — Л. И. Тарасова — очень помогает Хобби-центру. Даже не просто помогает, мы с  ней  мыслим одинаково.
ТРЕТИЙ КРУГ — подразделения, которые обслуживают детей, бесплатные и хозрасчетные. Самая важная среди них – психогигиеническая. У нас в ней 10 человек — врачи-психиатры и психологи. Они проводят пилотажные обследования, выявляют ребят с отклонениями. Создан кабинет кризисной терапии. В нем работает психолог. Если надо, он отправляется к психиатру — здесь же. А ведь обычно эти службы разобщены. А у нас все вместе. Есть кабинет психической коррекции. Самое главное — создать центр защиты, где дети могут укрыться в трудной ситуации, переночевать, пожить... Очень многое еще требуется нам здесь: компьютер для обсчета тестов, мебель для кабинетов, все, что нужно для центра защиты...
В этом же круге — справочно-информационная служба. Если у нас интерес ребенка не может быть реализован, то надо найти такое место в городе, где он найдет себя. Сейчас создаем банк данных. Что еще? Кафе. Биржа труда для подростков. Они у нас уже кое-что зарабатывают. Один первоклассник — 75 копеек. Самый большой заработок пока — 138 руб. 75 коп. — у одиннадцатиклассников. Создадим свой Сбербанк, может быть, даже «внутренние деньги» — для своего кафе, для собственной продукции.
И наконец, ЧЕТВЕРТЫЙ КРУГ. Это просто ребята с улицы. Их тоже надо принять и помочь. И специальные педагоги для этого нужны, и помещение, и занятия какие-то -  теннис, игровые автоматы. С этими ребятами очень трудно. Нужна определенная культура их обслуживания, общения с ними».
Продолжение следует

0

54

Востребованный Кудинов
Продолжение
Нет, это— не  прожекты!
Скажите, где-нибудь в нашей стране есть место, куда подросток с улицы может прийти просто так? И его не выгонят, не   вытерпят, а дадут ему понять, что иначе и быть не может, что он имеет право и на эти стены и на это тепло? И на обслуживание, черт возьми! Ведь у нас даже в головах никогда такой мысли не возникало, что детей надо не только воспитывать, но и элементарно обслуживать, если мы хотим    вырастить их  членами цивилизованного    общества.
Что же такое Хобби-центр? На мой взгляд, это первый в нашей стране опыт настоящей творческой социальной педагогики. Где-то там, наверху, принимаются решения, обсуждаются планы по созданию ее структур, а здесь — вот оно, уже существующее, яркое, уверенное  конкретное дело!
Я еще не успела сказать, что Хобби-центр помещается в совершенно потрясающем новом здании странной и очень удобной планировки. И это здание, и то, что оно отдано детям,— заслуга МЖК домостроительного комбината.
Так вот, Хобби-центр в своем замечательном здании — действительно реально действующий центр социальной педагогики. Все те круги, о которых нам только что рассказывал Юрий, они есть, они функционируют, они живут и взаимодействуют.
Из заявки Томского Хобби-центра на оформление экспериментальной площадки, поданной в Министерство образования РСФСР в апреле этого года.
...На базе Томского Хобби-центра создалась возможность для проведения эксперимента по отработке принципов деятельности внешкольных учреждений и детских общественных объединений.
Необходимо рассматривать несколько аспектов в проведении  эксперимента.
СОЦИАЛЬНЫЙ. Центр является формированием с общественно полезной направленностью, обеспечивает условия для каждого ребенка в реализации его увлечений и проектов, в творческом освоении окружающего мира. Основой технологии социального аспекта является разработка и реализация идей и проектов отдельного ребенка или детского коллектива.
КОММУНИКАТИВНЫЙ. В центре получают развитие разновозрастные детские коллективы через получение навыков полноценного общения и на основе многопрофильности, разнообразия интересов в одном коллективе.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ. Центр создает условия для получения дополнительного образования и проводит эксперимент по созданию образовательных групп (на основе социального и медицинского отбора) в объеме программ  средней   школы.
КОМПЕНСАТОРНЫЙ. В центре созданы вспомогательные службы: психогигиеническая, справочная, институт педагогов-организаторов, международный и музыкальный отделы. Они призваны проводить ориентацию интересов и коррекцию личности, осуществлять связь с другими внешкольными учреждениями и детскими объединениями.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ. На основе изучения «философии детства» и психологии восприятия в центре развиваются различные информационные системы: местное радио, детское издательство и типография, газеты и альманахи, рекламная служба, методические объединения, биржа увлечений, городское телевидение с переходом   на  круглосуточное    вещание
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ:. Создание постоянно действующей биржи труда и детского банка,    хозрасчетных подразделений, привлечение средств.
АДАПТАЦИОННЫЙ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ. Взрослые могут как сотрудничать с детским объединением, так и быть принятыми на работу по контракту. Выпускники имеют возможность продолжать работу в центре, центр развивает связи с предприятиями и вузами по профессиональному обучению и ориентации своих выпускников. Работой педагогов и обслуживающего персонала руководит совет исполнительных директоров, каждый из которых имеет право распорядительной деятельности.
Продолжение следует

0

55

Востребованный Кудинов
Продолжение

Честно говоря, мне довольно долго думалось: ну, ладно, все-таки пока это только начало, только планы, только прожекты... Однако я ошибалась: прожектов — нет. Делается все. Вы понимаете? Все! Все начато, функционирует, набирает силу... Информационная служба, биржа труда, подступы к своей школе, невероятное количество секций и кружков... Регулярно выходит альманах Хобби-центра — солидная книжечка страниц в 50—70: информация, споры, собственные стихи и проза. Проведен вместе с Томским ТВ нашумевший в городе конкурс юных исполнителей «Поп-шанс». 19 мая вышла областная газета для учащихся «Вместе». Хобби-центр— один из трех ее учредителей и коллективный член редколлегии, поставщик корреспондентов и материалов. Открывается кафе, стоят игровые автоматы... Ежедневно через Хобби-центр проходят 500—700 ребятишек.
Конечно, мне хотелось копать поглубже. Что мне кафе и автоматы? Вот психогигиеническая служба — это посерьезнее. Мы в масштабах страны по психологу-то на школу дать не можем, а тут — 10 человек в одном центре!
Вы поверите? Все есть. И на каком уровне! Ольге Ахметшина оставила свой пост зав.детским отделением в городской психиатрической больнице, чтобы возглавить эту службу. И уже ведутся широчайшие обследования во всех окрестных школах, уже выявлены десятки неблагополучных и даже просто больных детей. Уже накоплен огромный материал и ведется тщательная квалифицированная, совместная работа психологов и психиатров. Уже потихоньку, по одному приходят сюда сами усталые, озлобленные, издерганные нами подростки... И никакой самодеятельности, никакого любительства! Все поставлено на строгую научную основу, налажены контакты с коллегами из Москвы и Америки.
«Вот уж когда центр защиты откроем, чтобы по-настоящему детей спасать...» - мечтала красивая, милая, увлеченная Ольга, и показывала мне такие грустные детские анкеты, такие тревожные детские рисунки. И все повторяла сокрушенно: «Ведь все беды откуда? Мы очень мало любим детей - и дома, и в школе, и на улице. А детей надо любить. Они без любви гибнут».
Вот так замыкается круг. Надо любить детей! Если хотим счастья себе и стране, если хотим будущего и если хотим выжить сегодня...

Продолжение следует

0

56

Востребованный Кудинов

Любовь и свет
По одному за руку приводит Кудинов в центр тех людей, которые умеют по-настоящему любить детей. А может, они сами идут к нему — на свет?
Здесь, в Хобби-центре, охватывает даже зависть: ну, так же нельзя, это же просто излишество какое — столько замечательных людей в одном коллективе! Та же Ольга Ахметшина — она ведь такая умница! А Марина Михайловна Ковалева — педагог от Бога? А Боря Чернов — старый, верный, надежный друг, который немногословно и незаметно тащит на себе огромную ношу? А Саша Ильин, распорядительный директор Хобби-центра, согласившийся взять на себя все хлопоты по строительству, финансам, материальной части! Всего, кстати, в центре работает более 60 человек. А сколько еще друзей у Хобби-центра на стороне! Чего стоит один Петр Павлович Кондаков, бескорыстный энтузиаст детских передач на Томской телестудии! А спасший когда-то Юрия, Сергей Дмитриевич Кузнецов, работающий сейчас в обкоме КПСС...
Вообще-то среди нас множество людей, которые любят детей, но как-то очень теоретически, на словах, беспомощно. Среди нас много и тех, которые имеют в педагогике посты, звания, книги, возможности, деньги, наконец, хоть и государственные,— но не умеют любить детей.
Я знаю, в чем талант Юрия Кудинова: свою любовь к детям он не разменял на беспомощную трепотню, ностальгические встречи и прочую сентиментальщину. Он стал строить своё дело, как строят дом. И построил дом, и построил дело.
А ведь, пожалуй, еще вчера, еще совсем недавно Юрий Кудинов был обречен на неудачу. Иначе просто не могло быть! Но и сегодня, когда многое уже можно пытаться делать, у нас мало тех, кто может делать дело. Их мало повсюду, в том числе и в педагогике. Особенно в педагогике, развивающейся вне стен школы. И если идеи педагогики обучающей мы хоть как-то держали в поле зрения, хоть как-то пытались сохранить и развить, то идеи педагогики социальной нами утеряны в огромном количестве. Только одна зеленая, нежная веточка коммунарства хоть как-то уцелела. Рухнула пионерская организация— и выяснилось, что мы беспомощны перед огромной, неуправляемой армией наших детей. Полуголодных, не очень любимых, отравленных нашей общей нищетой, испорченных нашей взрослой безнравственностью...
И как во всем - в политике, в экономике, так и здесь оказались сверх нужны новые идеи и новые люди. Те люди, которые способны не только разрушать, не только бороться, не только быть гонимыми, но и быть победителями.
До победы Кудинову еще невероятно далеко. Но и сейчас уже ясно одно: он уже не проиграл, этот спокойный, интеллигентный парень с дипломом учителя-историка. Очень знающий, очень начитанный, очень деликатный...
Ну а теперь по законам жанра, надо бы задать вопрос: что ж, так все легко у Кудинова? Все само собой получается? И ответить: конечно же, нет. И перечислить трудности...
Все их неприятности я знаю. Одна из них, самая недавняя и основательная, — отказ Министерства образования РСФСР признать Хобби-центр своей экспериментальной площадкой. Не убедили их сформулированные в заявке аргументы. Может, конечно, у них просто нет денег. Может, ребята из Томска не очень грамотно составили свою заявку. А может все возвращается на круги своя, и вчерашним бунтарям, сегодняшним руководителям российского образования, не нужны вольнодумцы следующего поколения... Жаль, если так.
Я позвонила Юре в Томск, чтобы посочувствовать, но он отмахнулся. «Да о чем вы, ей-Богу! У нас беда — девочка одна заболела. Лимфогранулематоз. В Америку нам ее не отправить, не успеем валюту собрать. Говорят, в какой-то обыкновенной больнице в Москве его пробуют лечить. Не слышали?»
Я пока не нашла эту больницу. Может, вы поможете, товарищи читатели? А пока давайте все еще раз вспомним вслед за Юрием то, что давно уже подзабыли: все наши неприятности ерунда, если рядом несчастен ребенок. Надо любить детей, жить для детей, и мерить все на свете только одним — детским счастьем и горем. Хорошо бы только детского горя было поменьше...
А остальное все приложится.
И. ХАНХАСАЕВА.
Москва — Томск.
ОТ РЕДАКЦИИ.
Гонорар за эту статью автор просит перечислить на банковский счет по сбору средств на памятник Владимиру Федоровичу Матвееву, бывшему главному редактору «Учительской газеты».

0

57

Послесловие.1.
В конце статьи есть абзац про то, как Юра пытается помочь заболевшей девочке. Из надёжного источника знаю, что сейчас  Юра в связи со сложившейся ситуацией финансово помогает Боре Чернову, не знаю, правда, корректно ли публиковать такую информацию…
2.В начале этой недели я отправила статью Юре. И вот что он ответил:
Я после нее (статьи) со многими интересными людьми встретился. А Ирина, после того, как редактировала Российскую газету - сейчас живет в городке Талахасси во Флориде, в США - вот так переплетаются дороги....

0

58

Вика написал(а):

живет в городке Талахасси во Флориде, в США

Складывается такое впечатление, что все уже давно перебрались в США - про кого не заговоришь - все там! Может там лучше чем здесь? Почему люди уезжают в такую даль? Я могу понять Галю, которая уехала обрести утеренную Родину. А чего МЫ утеряли у индейцев? Чего-то наверное не понимаю. Хотя, каждый выбирает удобное для себя место жительства... Но это ж с другой стороны Планеты!!!

0

59

Andrey Velichko написал(а):

Я могу понять Галю, которая уехала обрести утеренную Родину

Что-то мне подсказывает, что Галя не Родину утерянную поехала искать, а место, где можно было жить полегче, чем в России в начале 90-х.

Andrey Velichko написал(а):

Может там лучше чем здесь?

Поскольку возвращается народу значительно меньше, чем уезжают, можно предположить, что так оно и есть.
Просто каждый для себя решает, что есть "лучше".
Опять же, чтобы понять, надо сравнить. А сравнить можно только прожив некторое время там. Причем не как турист.

0

60

GGolovchiner написал(а):

Причем не как турист

Прямо как я в Питере... пожил полгодика - и бегом обратно в Москву! (ох сейчас питерские набросятся на меня, ох разнесут). А если серьезно - действительно, без "пожить не как турист", невозможно не место (страну, город) узнать, ни людей!

Отредактировано Andrey Velichko (25-12-2009 17:08:57)

0


Вы здесь » Томский ГПШ » Уникальные тексты, фотографии, статьи, документы » Рукописи, документы, раритеты


создать форум