Извините, но ради хохмы, чуть не оглох, от таких женских.....
А представляешь, если полностью эти романы читать?!
Томский ГПШ |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Томский ГПШ » О высоком... » Штабное литературоведение
Извините, но ради хохмы, чуть не оглох, от таких женских.....
А представляешь, если полностью эти романы читать?!
А представляешь, если полностью эти романы читать?!
Приблизительно, да...
В честь 1 апреля – немного Хармса
СЛУЧАИ
Однажды Орлов объелся толченым горохом и умер. А Крылов, узнав об этом, тоже умер. А Спиридонов умер сам собой. А жена Спиридонова упала с буфета и тоже умерла. А дети Спиридонова утонули в пруду. А бабушка Спиридонова спилась и пошла по дорогам. А Михайлов перестал причесываться и заболел паршой. А Круглов нарисовал даму с кнутом и сошел с ума. А Перехрестов получил телеграфом четыреста рублей и так заважничал, что его вы-
толкали со службы.
Хорошие люди не умеют поставить себя на твердую ногу.
ВСТРЕЧА
Вот однажды один человек пошел на службу, да по дороге встретил другого человека,который, купив польский батон, направлялся к себе восвояси.
Вот, собственно, и все.
О ПУШКИНЕ
Трудно сказать что-нибудь о Пушкине тому, кто ничего о нем не знает. Пушкин великий поэт. Наполеон менее велик, чем Пушкин. И Бисмарк по сравнению с Пушкиным ничто. И Александр I и II, и III просто пузыри по
сравнению с Пушкиным. Да и все люди по сравнению с Пушкиным пузыри, только по сравнению с Гоголем Пушкин сам пузырь.
А потому вместо того, чтобы писать о Пушкине, я лучше напишу вам о Гоголе.
Хотя Гоголь так велик, что о нем и писать-то ничего нельзя, поэтому я буду все-таки писать о Пушкине.
Но после Гоголя писать о Пушкине как-то обидно. А о Гоголе писать нельзя. Поэтому я уж лучше ни о ком ничего не напишу.
***
Жил-был человек, звали его Кузнецов. Однажды сломалась у него табуретка. Он вышел из дома и пошел в магазин купить столярного клея, чтобы склеить табуретку.
Когда Кузнецов проходил мимо недостроен- ного дома, сверху упал кирпич и ударил Куз- нецова по голове.
Кузнецов упал, но сразу же вскочил на ноги и пощупал свою голову. На голове у Куз- нецова вскочила огромная шишка.
Кузнецов погладил шишку рукой и сказал:
- Я гражданин Кузнецов, вышел из дома и пошел в магазин, чтобы... чтобы... чтобы... Ах, что же это такое! Я забыл, зачем я пошел в магазин!
В это время с крыши упал второй кирпич и опять стукнул Кузнецова по голове.
- Ах! - вскрикнул Кузнецов, схватился за голову и нащупал на голове вторую шишку.
- Вот так история! - сказал Кузнецов. - Я гражданин Кузнецов, вышел из дома и по- шел в... пошел в... пошел в ... куда же я пошел? Я забыл, куда я пошел!
Тут сверху на Кузнецова упал третий кир- пич. И на голове Кузнецова вскочила третья шишка.
- Ай-ай-ай! - закричал Кузнецов, хвата- ясь за голову. - Я гражданин Кузнецов вышел из... вышел из... вышел из погреба? Нет. Вы- шел из бочки? Нет! Откуда же я вышел?
С крыши упал четвертый кирпич, ударил Кузнецова по затылку, и на затылке у Кузне- цова вскочила четвертая шишка.
- Ну и ну! - сказал Кузнецов, почесывая затылок. - Я... я... я... Кто же я? Никак я забыл, как меня зовут? Вот так история! Как же меня зовут? Василий Петухов? Нет. Николай Сапогов? Нет. Пантелей Рысаков? Нет. Ну кто же я?
Но тут с крыши упал пятый кирпич и так стукнул Кузнецова по затылку, что Кузнецов окончательно позабыл все на свете и крикнув "О-го-го!", побежал по улице.
* * *
Пожалуйста! Если кто-нибудь встретит на улице человека, у которого на голове пять шишек, то напомните ему, что зовут его Куз- нецов и что ему нужно купить столярного клея и починить ломаную табуретку.
***
Лев Толстой очень любил детей. Утром проснется, поймает кого-нибудь и гладит по головке, пока не позовут завтракать.
***
Лев Толстой очень любил детей. Бывало,привезет в кабриолете штук пять и всех гостей оделяет. И надо же, вечно Герцену не везло: то вшивый достанется, то кусачий. А попробуй поморщится - схватит костыль и трах по башке!
А вот это я читала со сцены, когда участвовала в Театре самодеятельной песни у Саши Пыжьянова вместе с Логунцевой и Ленкой Кулешовой:
Коратыгин пришел к Тикакееву и не застал его дома.
А Тикакеев в это время был в магазине и покупал там сахар, мясо и огурцы.
Коратыгин потолкался возле дверей Тикакеева и собрался уже писать записку, вдруг смотрит, идет сам Тикакеев и несет в руках клеенчатую кошелку.
Коратыгин увидел Тикакеева и кричит ему:
— А я вас уже целый час жду!
— Неправда, — говорит Тикакеев, — я всего двадцать пять минут, как из дома.
— Ну, уж этого я не знаю, — сказал Коратыгин, — а только я тут уже целый час.
— Не врите! — сказал Тикакеев. — Стыдно врать.
— Милостивейший государь! — сказал Коратыгин. — Потрудитесь выбирать выражения.
— Я считаю… — начал было Тикакеев, но его перебил Коратыгин.
— Если вы считаете.. — сказал он, но тут Коратыгина перебил Тикакеев и сказал:
— Сам-то ты хорош!
Эти слова так взбесили Коратыгина, что он зажал пальцем одну ноздрю, а другой сморкнулся в Тикакеева.
Тогда Тикакеев выхватил из кошелки самый большой огурец и ударил им Коратыгина по голове.
Коратыгин схватился руками за голову, упал и умер.
Вот какие большие огурцы продаются теперь в магазинах!
А вот это я читала со сцены, когда участвовала в Театре самодеятельной песни у Саши Пыжьянова вместе с Логунцевой и Ленкой Кулешовой:
Впервые слышу про такой театр? Наташа, с этого места поподробней.
Кстати, вчера,осуществляя поиск Хармса в Яндексе, обнаружила, что Яндекс «шутил»: выдавал свой слоган («Найдется всё) на всяких языках (Барысы да тыбылыр, Знойдзецца усё, и т.д., и т.п.), а результаты поиска выдавал в км.(Нашлось 8 км ответов)
Это было году так в 1979. В ДК ТПИ преподаватель того же ВУЗа Саша Пыжьянов, а попросту Пыж, организовал Театр песенной поэзии, куда вошли Ленка Кулешова, Оля Логунцева, Марат, Женя Кольчужкин, Оля Недоля, я и еще кто-то, не помню, кто. Мы с Недолей читали, а осталные пели и играли на всяких инструментах, в частности, Ленка на скрипке. У нас было несколько композиций, одна из них - из Хармса. Мы даже давали концерты и ездили на гастроли. Потом я, правда, ушла, а девчонки еще года полтора-два выступали.
Наташка, там еще были Майофис и Мутовкин.
Наташка, там еще были Майофис и Мутовкин
Вов, это уже, видимо, после меня. Я их не помню.
Там был еще такой человек, кажется, Олег Жуковский, если я не путаю. Он тоже вел со мной переговоры про этот театр--почему-то я не пошла, не помню. Но очень хорошо помню большую такую самиздатовскую книгу Хармса, которую он показывал, с необыкновенными картинками. Много книг Хармса я с тех пор видела, но эти картинки--больше никогда. Наташ, а ты помнишь эту книгу?
Да, точно был Олег Жуковский, очень колоритная фигура, вот сейчас глаза закрою - и вижу его усы. Надо же, сама не помнила, Лен, а ты написала, и сразу всплыло из прошлого. И про книгу тоже! Вообще, изначально это был квартет "Осенины", и там участвовали совсем другие люди. Ну кроме Пыжа, конечно. Они просто пели бардовские песни. А потом ему пришла в голову идея создания именно театра, где сочетаются разные творческие жанры. Меня он присмотрел на каких-то универовских вечерах, которые я вела.
Слушайте, прекрасно помню и фамилию Недоля,и Жуковский, но визуально не могу представить! А вообще, Наташа, не знала о твоей театральной деятельности...
Лена, по поводу того, что мало читают нынешние дети. Это правда. Читают только учебники. Нехотя. Нет, вру. Ещё в Инете читают. И пишут, либо в рамках школьных занятий, либо в Инете.
Есть редкие исключения.
У моей подруги, впрочем, ты её знаешь, речь про Аню, её германская подружка (со времен КИДа – помните,что это такое?) держит маленький книжный магазинчик. Так вот, каждый раз, когда очередная книга о Гарри Потере должна была выйти – ажиотаж, очереди.
Или после выхода по ТВ «Мастера и Маргариты», «Ночного дозора» и т.п. - сметали всё, что было в книжных.
Раньше мы сначала - читали. а потом смотрели кино- или телеверсию, а,сейчас,наоборот.
Не знаю, как к этому относиться. Наверное, как к неизбежному в рамках НТП.
Кстати, мой сын тоже долго добровольно не читал. Всё началось с Кастанеды.
И всё равно предпочитает мультимедиа. У него большая фильмотека на компе(качает с Торренто),в том числе научно-популярных фильмов (в основном канала Нэшнл географик). Из книжек - спецлитература и энциклопедические словари (любимый жанр).
Раньше мы сначала - читали. а потом смотрели кино- или телеверсию, а,сейчас,наоборот.
А сейчас по "России"(канал такой) идёт фильм про Достоевского.
Интересно, сметут книги Достоевского из магазинов или нет?
Просто невероятно! Мы современники живых ещё! легенд. Помню, когда-то, почти 20 лет назад, Ленка Кревская рассказывала, как на курсах, где она занималась, несколько лекций дала Нина Михоэлс, дочь легендарного режиссёра, я ей тогда так завидовала! Как здорово, что при сегодняшних технологиях мы почти вживую можем видеть и слышать и почувствовать людей, одни имена которых вызывают трепет. Посмотрите это интервью со 90-летней на момент разговора, а сегодня уже 100-летней живой внучкой Шолом Алейхема. Не перестаёшь удивляться молодости, памяти и незамутнённости рассудка этой дамы!
Не перестаёшь удивляться молодости, памяти и незамутнённости рассудка этой дамы!
Действительно восхищает! Интересно, в чем секрет? Наверное в отношении к жизни. Когда видишь таких людей, приямо сил для жизни прибаляется! Спасибо, Гера, огромное!!!
Не реальная женщина! В таком возрасте, да в таком уме и здравии! Можно только восхищаться.
Гера, что касается поднятого в разговоре вопроса о еврейском юморе-как с этим делом на земле обетованной? Я слышал, что в Одессе он иссяк.
Кстати о времени, возрасте и т.д. Ко мне из Ухты ( это Коми) нынче в очередной раз призжал дядя Гера, ему 81 и он один путешествует, позавчера уехал в Барнаул. Его отец-был белым офицером,воевал на германской войне, потом у Колчака, арестовали в 33-м, в Барнауле, дяде Гере было 3 года. Отец пропал на Соловках, он ищет следы в архивах.Грязновы были известные купцы в Барнауле, даже в Томске была недвижимость. Зачем надо было всё это затевать, чтобы снова вернуться от "грабь награбленное" к "переграбь получьше, то что было награблено раньше"? Пришли. забрали единственного кормильца в семье-3 года малышу, молодая женщина и мать за 60, всю жизнь детей учила в отсталой дореволюционной России... Одна из миллионов страниц советской жизненной прозы.
Слушате, а яведь помню эту книгу, вернее, что её читала ( я про "Вверх по лестнице...). Помню, что на тогда это был бестселлер.
дядя Гера,
Вань, а полное имя как будет?
Герман.Он, кстати, музыкант, трубач. И очень хорошо и тепло вспоминает Томск пятидесятых.В том числе духовой оркестр электролампового завода, композитора Лаврененко( "К северу от Томска...") и эвавкуированных москвичей, многие тогда остались в Томске. Приехал, кстати , после долгой разлуки первый раз лет 9 назад в родной город с трубой, хотел поиграть, да не нашёл с кем. Этот слой культуры не сохранился.Он служил в том самом Порт-Артуре после войны в военном оркестре.
композитора Лаврененко( "К северу от Томска...")
Мир, конечно, тесен - это отец моей одноклассницы. Только он Лавриненко.
Хочу поделиться одним рассказом, который перевела для театра наш друг Катя Опрышко.
Название его вроде бы об уникальном и недавно еще актуальном для ОДНОГО нашего друга, но реально рассказ том, что чувствовал и переживал КАЖДЫЙ - о любви.
И о верности в многообразии смыслов этого слова.
Рэй Брэдбери Пересадка сердца.
Heart Transplant
1981
- Хотел бы я «что»? - переспросил он, бездумно глядя вверх.
- Ты слышал, - ответила она. Она расслабленно лежала рядом с ним, держа его за руку, но с напряжением всматривалась в потолок, как будто стараясь что-то разглядеть в темноте. - Ну и…?
- Повтори, - попросил он.
- Если, - начала она после долгой паузы, - если бы ты мог снова полюбить свою жену… ты бы захотел?
- Странный вопрос.
- Не такой уж странный. Если бы мир был таким, каким должен быть, это был бы лучший из миров. Разве не правильно было бы людям снова полюбить друг друга и жить вместе долго и счастливо? Ведь, в конце концов, ты же когда-то обожал Анну.
- Безумно.
- И ты всегда будешь об этом помнить.
- Конечно. Всегда.
- Ну, а раз так… хотел бы ты…?
- Смог ли бы? - так будет более правильно.
- Забудь про невозможность. Представь себе, что все в жизни так, как должно быть, и твоя жена такая, какой была раньше, какой ты ее помнишь. Что тогда?
Он приподнялся на локте и посмотрел на нее.
- У тебя сегодня странное настроение. Что с тобой?
- Не знаю. Может, это из-за завтрашнего дня. Завтра мне исполняется сорок, а тебе через месяц стукнет сорок два. Если мужчины в сорок два сходят с ума, то женщинам просто необходимо к сорока набраться разума. А может быть, это просто мысли вслух, о том, какая это жалость. Какая жалость, что люди, однажды полюбив, не могут сохранить чувство на всю жизнь. И вместо этого им приходится искать других, с которыми вместе легко смеется и плачется. Какая жалость…
Он провел рукой по ее щеке.
- Господи! Ты плачешь!
- Чуть-чуть. Просто мне очень грустно. Нам грустно, им грустно. Всем. Всем грустно. Интересно, так было всегда?
- Конечно. Только, я думаю, об этом не говорили. Об этом молчали.
- А я завидую людям, которые жили сто лет назад.
- Не завидуй тому, чего не знаешь. Они молчали, и тихо, молча сходили с ума.
Он наклонился к ней и нежно коснулся губами ее щек, осушая слезы.
- Ну, что с тобой такое?
Она села, не зная, куда девать руки.
- Какая ирония, - сказала она, - что мы с тобой не курим. В книгах и фильмах любовники всегда курят в постели. - Она прижала руки к груди. - Просто, я думала о старом добром Роберте, старом добром Бобе. Как я его безумно любила, а теперь лежу в постели с тобой, вместо того, чтобы быть дома и заниматься своим мужем - этим тридцатисемилетним ребенком.
- И?
- И я думала о том, как мне нравится Анна. Она прекрасный человек. Ты хоть понимаешь это?
- Конечно, но я стараюсь об этом не думать. Она - не ты.
- Ну а если, - она обхватила руками колени, не сводя с него горящих голубых глаз, - если бы она стала мной?
- Как это? - он удивленно заморгал.
- Что если все то, что когда-то привлекало тебя в жене, а потом во мне, снова, каким-то образом, вернулось к ней? Ты бы захотел, смог бы снова полюбить ее?
- Вот теперь я бы, пожалуй, закурил! - он свесил ноги на пол и уставился в окно, повернувшись к ней спиной. - К чему все эти вопросы, на которые невозможно ответить!?
- Но ведь дело как раз в этом, разве не так? - спросила она ему в спину. - Я в тебе нашла то, чего мне не хватает в моем муже, а ты во мне то, чего нет в твоей жене. Нам необходима двойная пересадка душ… нет… сердец! - Она чуть не рассмеялась, но, поразмыслив над сказанным, снова едва не заплакала.
- Хороший сюжет для книги или фильма.
- А мы - главные действующие лица. И у нас нет никакого выхода, кроме…
- Кроме?
Она вскочила на ноги и беспокойно заметалась по комнате. Потом остановилась у окна и подняла глаза к черному летнему небу, усыпанному звездами.
- А еще тяжелее оттого, что Боб стал со мной очень мил. Последнее время он… он просто потрясающий!
- Боже мой! - он вздохнул и закрыл глаза.
- Да. Боже мой.
Последовала долгая пауза. Наконец он сказал, - Анна тоже изменилась к лучшему.
- Боже мой, - прошептала она, зажмурившись. Открыв глаза, она снова стала смотреть на звезды. - Как там говорится? Если бы желания были лошадьми, нищие могли бы ездить верхом?
- Знаешь, ты меня удивляешь уже который раз за эти несколько минут.
Она подошла к нему и опустилась рядом с ним на колени, взяв его руки в свои и заглядывая в его лицо.
- И мой муж, и твоя жена - они сейчас не в городе, на разных концах страны - в Нью-Йорке и в Сан-Франциско. Так? А ты здесь, в отеле, со мной. И у нас есть целая ночь, но… - она остановилась, с трудом подыскивая слова, - Но если, перед тем как уснуть, что если мы загадаем желание,- я за тебя, а ты - за меня?
- Желание? - он чуть не расхохотался. - Не смейся. - Она встряхнула его за руки. Он замолчал, и она продолжила. - Давай пожелаем, чтобы пока мы спим, каким-то образом, каким-то чудом, молю Бога милосердного, заклинаю Грациями и Музами, древними временами и великими мечтами, чтобы как-то мы … - она перевела дыхание, - чтобы мы снова полюбили своих супругов. - Он молчал. - Вот. - Закончила она.
Он на ощупь нашел коробок спичек на столике, чиркнул одной и поднес огонек ближе к ее лицу. Пламя плясало в ее зрачках. Он задул спичку.
- Проклятие, - прошептал он. - Ты не шутишь.
- Я не шучу. И ты прав - мы и вправду прокляты. Ты попробуешь сделать то, о чем я прошу?
- Господи…
- Не говори со мной как с сумасшедшей.
- Послушай…
- Нет, это ты послушай. - Она с силой сжала его руки. - Для меня. Сделай это для меня. А я сделаю это для тебя.
- Загадать желание?
- Мы же часто загадывали желания, когда были детьми. Иногда они сбывались. Потому что это были скорее молитвы, чем желания.
Он опустил глаза. - Я не молился много лет.
- Нет, молился. Вспомни, сколько раз ты хотел вновь вернуться в медовый месяц. А ведь это и есть потерянная молитва, которая не достигла небес. - Он смотрел на нее, порываясь что-то сказать.
- Ничего не отвечай, - сказала она.
- Почему?
- Потому что тебе нечего ответить.
- Тогда я помолчу. И подумаю. Ты… господи! ты серьезно хочешь, чтобы я загадал за тебя желание?
Она отстранилась и села на пол, положив руки на колени. По ее лицу потекли слезы.
- Господи, боже мой, - произнес он тихо.
Было три часа утра, говорить больше было не о чем. Они заказали горячего молока в номер, выпили его, почистили зубы. Выйдя из ванной, он увидел, как она тщательно поправляет подушки на кровати, как будто готовясь к чему-то особенному.
- Что я здесь делаю? - спросил он. Она обернулась.
- Раньше мы знали, а теперь нет. Иди сюда.- Она похлопала рукой по кровати.
Он подошел. - Я чувствую себя ужасно глупо.
- Когда чувствуешь себя глупо, не так тяжело. - Она указала на кровать.
Он лег, опустив голову на тщательно взбитую подушку, накрылся простыней и скрестил поверх нее руки.
- Так? - спросил он.
- Чудесно. А теперь…
Она выключила свет и скользнула в постель. Взяв его за руку, она вытянулась в струнку и замерла.
- Ты уже засыпаешь?
- Кажется, да, - Ответил он.
- Хорошо. Только будь серьезен. Ничего не говори. Просто думай. Ты знаешь, о чем.
- Знаю.
- Теперь закрой глаза. Вот. Молодец. - Она тоже закрыла глаза, и так они лежали, держась за руки. В комнате было тихо, только слышалось их дыхание. - Сделай вдох, - прошептала она. Он набрал воздуха.
- И выдох. - Он повиновался. Она повторила ту же процедуру.
- А теперь, - прошептала она. - Начнем, - и сказала тихо, - Я желаю.
Их наручные часы отсчитали тридцать секунд.
- Ты уже загадал? - наконец спросила она шепотом.
- Да, - так же тихо откликнулся он.
- Здорово, - ответила она. А потом добавила, - Спокойной ночи.
Через некоторое время его губы почти беззвучно прошептали.
- Прощай.
Он проснулся внезапно. Во сне ему показалось, что содрогнулась земля, будто от далекого землетрясения, которое никто не чувствовал, кроме него. Ангелы господни протрубили второе пришествие, а никто не услышал. Или это луна проникла ночью в их комнату и от этого все вокруг изменилось - и гостиничный номер, и выражение их лиц, и даже сама их плоть. И эта внезапная перемена заставила его открыть глаза. Проснувшись, он понял, что улицы сухи, дождь не пошел. А если и было в воздухе немного влаги, то не от дождя, а от слез. И вот, лежа в темноте, он почувствовал, что желание было исполнено.
Конечно, он не сразу это понял. Он догадался, почувствовал это по тому, какая невероятная теплота разливалась по комнате. И эта теплота исходила от лежащей рядом с ним женщины.
Ее ровное дыхание, в такт которому мерно поднималась и опускалась грудь, все рассказало ему. Ее желание осуществилось во сне, стало реальностью. И хотя она еще не знала об этом, кровь в ее теле радостно пульсировала. Каждый выдох, слетая с ее губ, говорил об этом.
Он приподнялся на локте, боясь поверить своим предчувствиям.
Он склонился над ней, вглядываясь в ее лицо, которое стало еще прекраснее, чем прежде.
Да, он не ошибся. Ее лицо дышало уверенностью, излучало покой. Она улыбалась во сне. Если бы она сейчас открыла глаза, они бы источали ярчайший свет.
Ему хотелось сказать: Проснись. Я знаю о твоем счастье. Теперь и ты должна узнать о нем. Проснись.
Он потянулся пальцами к ее щеке, но отдернул руку. Ее веки дрогнули, губы приоткрылись.
Он быстро отвернулся и замер на краю постели.
Через некоторое время он услышал, как она встала. Потом она тихонько вскрикнула, потянулась к нему, но он не шевелился, притворяясь спящим. Тогда она села рядом с ним. На нее постепенно снисходило понимание того, что он уже знал.
Он слышал, как она поднялась и заметалась по комнате как пойманная птичка. Она подошла к нему и коснулась губами его щеки. Ушла, вернулась, и вновь поцеловала его. Тихо рассмеявшись, она убежала в гостиную. Он услышал, что она набирает междугородний номер, и еще сильнее зажмурился.
Наконец он услышал ее голос.
- Роберт? Боб? Где ты? Вот глупая! Я же знаю, где ты. Роберт. Боб, о господи! Можно, я к тебе прилечу? Ты все еще будешь там, если я сегодня прилечу? Днем или вечером, да? Можно? … Что на меня нашло? Не знаю. Не спрашивай. Так можно мне приехать? Да? Скажи «да»! … Ура! Пока! - Он услышал, как стукнула трубка. Потом она вошла в комнату и села на кровать рядом с ним. Начало светать. Она наспех оделась, и тут он потянулся и взял ее за руку.
- Что-то произошло, - прошептал он.
- Да.
- Оно сбылось. Желание.
- Разве не чудо? Невозможно! Но оно сбылось! Как? Почему?
- Потому что мы верили, - сказал он тихо. - Мне очень хотелось, чтобы мое желание сбылось.
- И мое. Господи, как здорово, что для нас все изменилось вот так - одновременно, за одну ночь! Было бы ужасно, если бы это сработало только для одного!
- Ужасно, - согласился он.
- Неужели это и вправду чудо? - спросила она.- И оно случилось, потому что нам очень сильно этого хотелось, и что-то… кто-то… Господь… услышал нас и вернул нам нашу прежнюю любовь - в печали и в радости? Наверное, теперь у нас больше не будет такого шанса все изменить, как ты думаешь?
- Я не знаю. А ты?
- Или это просто мы сами, где-то глубоко в сердце, поняли, что пришло время. Время расстаться, может быть в этом все дело?
- Я слышал, ты только что говорила по телефону. Я сейчас позвоню Анне.
- Позвонишь?
- Да.
- Господи, я так счастлива за тебя! За себя саму! За нас!
- Уходи. Иди. Беги, лети домой.
Она вскочила на ноги и стала причесываться, потом бросила расческу и рассмеялась. - Я, наверное, выгляжу смешно! А мне плевать!
- Ты выглядишь прекрасно, - сказал он.
- Это тебе так кажется.
- И так будет всегда.
Она подошла и поцеловала его.
- Это наш последний поцелуй?
- Да. - Он поразмыслил. - Последний.
- Тогда еще один.
- Только один.
Она обхватила ладонями его лицо и посмотрела ему в глаза.
- Спасибо тебе за твое желание, - сказала она.
- А тебе - за твое.
- Ты позвонишь Анне?
- Прямо сейчас.
- Передавай ей привет.
- И Бобу привет. Храни тебя господь. Прощай.
Она вышла из спальни, потом из гостиной, наконец, хлопнула входная дверь, и в номере воцарилась тишина. Он прислушивался к ее удаляющимся шагам, пока она шла по коридору к лифту.
Он сидел и смотрел на телефон, но так и не снял трубку.
Потом он посмотрел в зеркало. Из его глаз лились слезы, и их поток никак не прекращался.
- Ты! - крикнул он своему отражению. - Ты. Лжец. - И снова - Лжец!
Он отвернулся от зеркала, лег на кровать и застыл, коснувшись пальцами пустой подушки.
Очень ...
Ольга Седакова
СЛОВО
И кто любит, того полюбят.
Кто служит, тому послужат –
не теперь, так когда-нибудь после.Но лучше тому, кто благодарен,
кто пойдет, послужив, без Рахили,
веселый, по холмам зеленым.Ты же, слово, царская одежда,
долгого, короткого терпенья платье,
выше неба, веселее солнца.Наши глаза не увидят
цвета твоего родного,
шума складок твоих широких
не услышат уши человека,только сердце само себе скажет:
– Вы свободны, и будете свободны,
и перед рабами не в ответе.1980
Я специально выделила весь стих как цитату, чтобы было перед глазами.
Это стихотворение для моих ощущений 1. тревожно, 2. непонятно, 3. перекликается еще с несколькими текстами (Ильи Кормильцева, "Под небом голубым"...).
Начну с конца моего списка ощущений.
И кто любит, того полюбят.
Кто служит, тому послужат –
не теперь, так когда-нибудь после.
Кто любит, тот любим. Кто светел, тот и свят.
-правда, есть перекличка? У меня дальше еще очень длинная цепь ассоциаций, как-то плавно переходящая к песням Наутилуса и текстам Кормильцева, поэтому это стихотворение и воспринимается мной как вторичное что-то, уже где-то и когда-то прочитанное/пережитое.
Но лучше тому, кто благодарен,
кто пойдет, послужив, без Рахили,
веселый, по холмам зеленым.
Мне кажется , что эта строфа вообще не имеет отношения к Ветхому завету и истории Иосефа и Рахель, её имя притянуто искусственно, потому как если развивать мысль и логику упоминания имени Рахили, то Йосеф, отработав практически в рабстве добровольном у отца девушки 7 лет, не только не получил положенной платы - руки любимой, но ещё и был обманут и вынужденным обязаться бесплатно отработать ещё 7 лет в надежде всё же жениться на Р. По логике же стихотворения он должен был радостно простить обман и весело отказаться от своей любви и цели, с благодарностью коварному Лавану (отцу девушек) отправиться восвояси отдать себя (даже не продать!) в очередное рабство в радости и веселье ещё кому-нибудь послужить в смутной надежде, что и ему кто-нибудь послужит "не теперь, так когда-нибудь после"... Эта мысль ещё более идиотская, чем христианская заповедь (а это уже Новый Завет) о подставлении левой щеки после пощечины по правой.
Ты же, слово, царская одежда,
долгого, короткого терпенья платье,
выше неба, веселее солнца.
Синтаксис этой строфы вообще невнятен. С одной стороны, употребление обращения "Ты же, слово", предполагает, согласно Викисловарю, значения
Союз же, также частица; неизменяемое.
Семантические свойства
Значениесоюз обозначает противопоставление одного предложения другому ◆ Петя ушел в отпуск, мне же пришлось работать одному.
союз, редк. присоединяет вставное предложение
частица служит для эмоционального выделения, подчёркивания ◆ Вот же он! ◆ Что же вы не сообщили свой адрес? ◆ Я же не знал, что так будет.
частица служит для обозначения тождества, одинаковости ◆ Это тот же самый человек. ◆ Это то же, что вы видели в магазине. ◆ Такая же ерунда.
В этой строфе употребление же абсолютно немотивированно, никак не связано с предыдущими строфами и смыслами этих строф... А если освободить предложение от украшательской шелухи эпитетов и метафор, то в сухом остатке имеем мысль: слово - платье (одежда) терпенья, то есть упаковка терпенья. Причем не привычного и хрестоматийного кроткого, а короткого терпенья, что уже вообще абсурдное словосочетание...
Дальше речь о том, что человеку не дано постичь всей глубины и оттенков этого самого слова ( я специально утрирую, переводя в презренную прозу "высокую" поэзию):
Наши глаза не увидят
цвета твоего родного,
шума складок твоих широких
не услышат уши человека,
Ну и без всякой связи и абсолютно вопреки логике двух первых строф ( о прославлении добровольного рабства Иосифа, не упоминаемом в стихотворении прямо, по благодаря упоминанию Рахили, предполагаемого):
только сердце само себе скажет:
– Вы свободны, и будете свободны,
и перед рабами не в ответе.
. Т.е. свободен Лаван, коварно обманувший влюбленного юношу, к тому же его внучатого(?) племянника, и он не в ответе за обман перед Иосефом, бывшим его добровольным рабом!?
Если бы поэтесса не употребила "для красного словца" имя Рахили, смысл стихотворения был бы более глубоким, философичным, но это упоминание зачеркивает вообще все смыслы...
После такого препарирования текста стихотворения оно не становится понятным, а только абсурдным.
Тезис о тревожности снимаю, потому как меня тревожит непонятное или непонятое, а если понимать нечего, то и тревожиться не о чем.
Ответьте мне, любители и ценители поэзии.
Гера, я уже три раза принималась читать, и все время меня отрывали и уводили куда-нибудь, просто несчастье какое-то! Спасибо, что ты так подробно написала, мне по звуку это стихотворение нравится, я даже не могу сказать, что думала о смысле так подробно, как ты. Но прочтение твое кажется мне слишком буквальным. В то же время, твои аналитические способности не знают себе равных (абсолютно серьезно), поэтому читаю еще раз, внимательно.
Наверное, есть тут какой-то религиозный смысл; Седакова--человек религиозный, ее даже папа Иоанн Павел второй в гости приглашал.
Во-первых, мне не кажется, что если упоминается Рахиль, то она не обязательно тянет за собой всю остальную историю. Отвлекись от Лавана, забудь про него, сосредоточься на Рахили. Когда разные библейские женщины упоминаются в стихах, они часто сами по себе фигурируют, как символы, не обязательно в контексте своих историй Вот когда Цветаева пишет Пастернаку:
Как живется вам с стотысячной,
Вам, познавшему Лилит?
Она просто видит себя как Лилит, как равную ему, но тут нет никакой логики, потому что в библии Лилит противопоставляется --Ева, а не какая-то там неизвестно какая стотысячная. Ох, чувствую, не надо было мне про эту Лилит, не туда она меня заводит, ну все равно, Рахиль тут сама по себе, как вознараждение, а про коварного Лавана забудь.
Еще про слово: "долгого короткого терпенья платье" звучит для меня как сказка "долго ли коротко ли". Словом ты все объясняешь, боль притупляешь, любой глупости смысл придаешь. Если не иметь в виду ту связку с рабством, что ты сделала, то получается по-другому.
А если иметь в виду, что "в начале было слово и слово было Бог" то может Бог за всем этим стоит, а может слово твое, твои потомошние объяснения--как Бог.
Знаю, что получается невразумительно, но так точно думать как ты, не могу.
Согласна с Галей, что многое - непонятно заверчено-закручено
Были ассоциации с Цветаевой, в том смысле, что, часто её стихи непонятны, много ссылок на Ветхий завет (0 который я, похоже, никогда не осилю), а просто завораживают, понимаются интуитивно , даже не углубляясь...
прочтение твое кажется мне слишком буквальным.
Ну, у меня мышление конкретное, если мне понятно (конкретно) что-либо, тогда я могу переходить к абстрактному, если же этой конкретной базы нет, то и процесс замедляется, мне обязательно нужно выделить эту базу, иначе я не понимаю. В примере с этим стихотворением для меня камнем преткновения стала Рахиль, т.к. её образ связан с абсолютно конкретной историей , а в стихотворении (как его я понимаю) вся эта история вне всякой логики, вывернута наизнанку.
сосредоточься на Рахили. Когда разные библейские женщины упоминаются в стихах, они часто сами по себе фигурируют, как символы, не обязательно в контексте своих историй Вот когда Цветаева пишет Пастернаку:
Как живется вам с стотысячной,
Вам, познавшему Лилит?
Тут, мне так кажется, ты неправа. Лилит , в первую очередь, не соперница Еве, а равная Адаму, созданная с ним в один день из того же материала. Как равная она и не смогла быть рядом с ним, противилась всем попыткам Адама отстаивать свое первенство и превосходство. Не смирившись, первая женщина покинула первого мужчину. И в этом смысле Цветаева отождествляет себя с Лилит, она равная равному, она первая, она не смиряющаяся ( в противоположность Еве, сделанной из адамого ребра, то есть являющейся частью Адама, придатком, зависимой от него. И все женщины - они дочери Евы, все"сто тысяч"). У Лилит, кстати, ещё много ролей, в частности, она мать и жена всех демонов. В отличие от многозаданности образа Лилит, образ Рахили и её роль более прозаичны и однозначны.
Можно, конечно, долго обсуждать здесь "роль женщины", но моя основная мысль при объяснении моего личного неприятия стихотворения в том, что, не вплети автор Рахиль в текст, он бы от этого выиграл, был бы действительно философским, а так... ну, что выросло, то выросло...
Я здесь в Живом Журнале наткнулась на ещё одно стихотворение.
Чтобы много не писать, просто скопирую весь пост.
Нашлось прекрасное в ЖЖ:
Мама на даче, ключ на столе, завтрак можно не делать.
Скоро каникулы, восемь лет, в августе будет девять.
В августе девять, семь на часах, небо легко и плоско,
Солнце оставило в волосах выцветшие полоски.
Сонный обрывок в ладонь зажать, и упустить сквозь пальцы.
Витька с десятого этажа снова зовет купаться.
Надо спешить со всех ног и глаз — вдруг убегут, оставят.
Витька закончил четвертый класс — то есть почти что старый.
Шорты с футболкой — простой наряд, яблоко взять на полдник.
Витька научит меня нырять, он обещал, я помню.
К речке дорога исхожена, выжжена и привычна.
Пыльные ноги похожи на мамины рукавички.
Нынче такая у нас жара — листья совсем как тряпки.
Может быть, будем потом играть, я попрошу, чтоб в прятки.
Витька — он добрый, один в один мальчик из Жюля Верна.
Я попрошу, чтобы мне водить, мне разрешат, наверно.
Вечер начнется, должно стемнеть. День до конца недели.
Я поворачиваюсь к стене. Сто, девяносто девять.Мама на даче. Велосипед. Завтра сдавать экзамен.
Солнце облизывает конспект ласковыми глазами.
Утро встречать и всю ночь сидеть, ждать наступленья лета.
В августе буду уже студент, нынче — ни то, ни это.
Хлеб получерствый и сыр с ножа, завтрак со сна невкусен.
Витька с десятого этажа нынче на третьем курсе.
Знает всех умных профессоров, пишет программы в фирме.
Худ, ироничен и чернобров, прямо герой из фильма.
Пишет записки моей сестре, дарит цветы с получки,
Только вот плаваю я быстрей и сочиняю лучше.
Просто сестренка светла лицом, я тяжелей и злее,
Мы забираемся на крыльцо и запускаем змея.
Вроде они уезжают в ночь, я провожу на поезд.
Речка шуршит, шелестит у ног, нынче она по пояс.
Семьдесят восемь, семьдесят семь, плачу спиной к составу.
Пусть они прячутся, ну их всех, я их искать не стану.Мама на даче. Башка гудит. Сонное недеянье.
Кошка устроилась на груди, солнце на одеяле.
Чашки, ладошки и свитера, кофе, молю, сварите.
Кто-нибудь видел меня вчера? Лучше не говорите.
Пусть это будет большой секрет маленького разврата,
Каждый был пьян, невесом, согрет теплым дыханьем брата,
Горло охрипло от болтовни, пепел летел с балкона,
Все друг при друге — и все одни, живы и непокорны.
Если мы скинемся по рублю, завтрак придет в наш домик,
Господи, как я вас всех люблю, радуга на ладонях.
Улица в солнечных кружевах, Витька, помой тарелки.
Можно валяться и оживать. Можно пойти на реку.
Я вас поймаю и покорю, стричься заставлю, бриться.
Носом в изломанную кору. Тридцать четыре, тридцать...
Мама на фотке. Ключи в замке. Восемь часов до лета.
Солнце на стенах, на рюкзаке, в стареньких сандалетах.
Сонными лапами через сквер, и никуда не деться.
Витька в Америке. Я в Москве. Речка в далеком детстве.
Яблоко съелось, ушел состав, где-нибудь едет в Ниццу,
Я начинаю считать со ста, жизнь моя — с единицы.
Боремся, плачем с ней в унисон, клоуны на арене.
«Двадцать один», — бормочу сквозь сон. «Сорок», — смеется время.
Сорок — и первая седина, сорок один — в больницу.
Двадцать один — я живу одна, двадцать: глаза-бойницы,
Ноги в царапинах, бес в ребре, мысли бегут вприсядку,
Кто-нибудь ждет меня во дворе, кто-нибудь — на десятом.
Десять — кончаю четвертый класс, завтрак можно не делать.
Надо спешить со всех ног и глаз. В августе будет девять.
Восемь — на шее ключи таскать, в солнечном таять гимне...
Три. Два. Один. Я иду искать. Господи, помоги мне.Полезла в Яндекс. Выяснила, автор: Алина Кудряшева !
Еще покопалась в поисковиках, оказывается она и в ЖЖ есть!!! izubr
Стихи не понимаю. Потому и не люблю.
Но эти стихи мне понятны.
Мне стих тоже понравился, пошла гуглить автора: девчонка на 2 года старше моей Сони!
Что скажете?
Понравилось. очень-очень.
Особенно, когда поняла, что это рэп, поэтому если войти в этот ритм и интонацию - особенно сильно...
Про возраст странно - по стиху взрослее... а уж концовка - когда обратный отсчет - тем более не верится, что девчонка совсем
Вы здесь » Томский ГПШ » О высоком... » Штабное литературоведение